Главная / Сферы / Военно-учетный стол / Воинский учет в организациях

Воинский учет в организациях

Контроль за воинским учетом в организациях


Вниманию руководителей учреждений и организаций!
Воинский учет обязаны вести все работодатели — юридические лица. Индивидуальные предприниматели, согласно федеральным законам, освобождены от этой обязанности, но необходимость запрашивать документы воинского учета у нанятых работников для них сохраняется. Поэтому материал о порядке ведения воинского учета будет полезен и интересен всем работодателям.
Если в Вашей организации не организован воинский учет или организация не учтена в комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе, то Вам необходимо приказом по организации назначить ответственного за ведение воинского учета и направить его в Военно-учетный стол администрации поселения Сосенское.
Адрес: 140531, г. Москва, пос. Сосенское, п. Газопровод, д. 17. 
Тел. +7495-817-20-82, 
Приемные дни: понедельник - четверг с 8:30 до 16:30, обед с 12:30 до 13:30
 для получения консультаций по организации воинского учета и методических материалов.
Какие документы изучить?
Базовые регламентирующие документы уже знакомы большинству кадровиков. Это:
Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне» (далее — Закон № 61-ФЗ);
Федеральный закон № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 53-ФЗ);
Постановление Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее — Положение).
А в 2017 году появился еще один важный документ — Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 11.07.2017 по ведению воинского учета в организациях (далее — Рекомендации). Он имеет максимально прикладное значение: в нем сосредоточены необходимые шаблоны документов (приказов, журналов учета и пр.), которые может использовать работодатель при ведении воинского учета на предприятии.
Какие сотрудники подлежат воинскому учету?
Согласно п. 14 Положения, стоит учитывать следующие категории сотрудников:
призывники (граждане призывного возраста, но еще не служившие);
военнообязанные (граждане РФ, которые уже имеют военный билет).
Не подлежат воинскому учету и не относятся к военнообязанным:
женщины, не имеющие военно-учетной специальности;
освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона № 53-ФЗ (например, по состоянию здоровья или прошедшие службу в другом государстве и пр.);
проходящие военную или альтернативную гражданскую службу;
постоянно проживающие за пределами РФ;
имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе службы внешней разведки России и ФСБ России.
Определить, имеет ли сотрудник отношение к воинской обязанности, несложно — надо проверить наличие специальной отметки на 13-й странице гражданского паспорта. Сделать это следует при приеме на работу.
Различают два вида учета — общий и специальный. Специальный — это учет сотрудников, которые подлежат мобилизации. Он касается служащих органов внутренних дел, противопожарной службы, органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Во всех остальных случаях на предприятиях ведется общевоинский учет.
Отвечает за этот участок учета руководитель организации или сотрудник, наделенный соответствующими полномочиями. Если руководитель делегирует полномочия, это должно быть отражено в трудовом договоре и должностной инструкции. Другой вариант — оформить через внутреннее совместительство или нанять внешнего совместителя.
Делегировать он может это на основании приказа (образец — приложение № 4 к Рекомендациям).
С чего начинается воинский учет?
Обязанности сотрудника, который ведет воинский учет (ВУ) на предприятии:
проверять документы воинского учета у поступающих на работу (ч. 1 ст. 65, ч. 3 ст. 11, ч. 4 ст. 20 ТК РФ);
вести ВУ на предприятии;
оповещать сотрудников об их обязанностях по воинскому учету (например, оповещать о военных сборах);
извещать военные комиссариаты о нарушениях в ведении ВУ в организации;
отчитываться о ведении воинского учета перед военкоматами (по месту нахождения) или органами местного самоуправления;
поддерживать в актуальном состоянии информацию о воинском учете.
Кадровый работник у принятого на работу сотрудника должен в числе прочих документов запросить военный билет или удостоверение призывника (ст. 65 ТК РФ). Формы военного билета и удостоверения призывника утверждены. Можно сверить с образцами, утвержденными Приказом Министра обороны России от 18.07.2014 № 495.
Еще раз повторим: собирать информацию о воинской обязанности должны все работодатели: и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Доводы о том, что какой-то вид организаций имеет право не интересоваться документами ВУ, Верховный Суд РФ признал несостоятельными (Решение ВС РФ от 19.11.2009 № ГКПИ 09-1351).
В подавляющем большинстве случаев женщины не входят в категорию военнообязанных, но проверить страницу 13 в гражданском паспорте все же стоит. При наличии штампа следует запросить военный билет, зафиксировать реквизиты документа в личной карточке сотрудницы (п. 28 и 49 Положения).
Организация обязана информировать военный комиссариат о приеме или увольнении военнообязанных и призывников. Сделать это следует в срок до двух недель с момента оформления документов (пп. «а» п. 32 Положения). Образец уведомления можно взять в Рекомендациях (приложение № 9). Если уведомления не поступит, работодателя ждет административная ответственность.
Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ внес изменения в ст. 4 Закона 53-ФЗ, тем самым вменил работодателям новые обязанности. Все организации должны будут сами находить работников, которые должны состоять на воинском учете, но избегают военкоматов, и в двухнедельный срок сообщать о них в военные комиссариаты. Таким сотрудникам работодатель должен вручать направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет. Ранее в обязанности входило только передавать повестки из военкомата.
Одна из обязанностей работодателя — представлять в военные комиссариаты отчеты, в том числе:
    • списки сотрудников, подлежащих ВУ, при поступлении или увольнении их с работы;
    • списки сотрудников, состоящих и не состоящих, но обязанных состоять на ВУ, по запросу военкоматов в двухнедельный срок.
    • списки граждан мужского пола 15 и 16 лет, раз в год в сентябре (чаще всего для учебных заведений, но иногда и для работодателей);
    • списки граждан мужского пола для первоначальной постановки на ВУ в следующем году (ежегодно до 1 ноября);
    • отчет «О численности работающих и забронированных военнообязанных» (форма 6);
    • карточка учета организации (форма 18) и пр.

Проверка организации воинского учета в организации

Военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных - не реже одного раза в три года.
При проведении контроля за ведением воинского учета в организациях проверяется и определяется полнота охвата граждан воинским учетом, качество осуществления воинского учета граждан, достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами организаций требований Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Положения о воинском учете.
Проверки проводятся в соответствии с «Планом проведения проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организациях, предприятиях и учреждениях, расположенных на территории городских округов и поселений Новомосковского и Троицкого административных округов города Москвы на текущий календарный год», согласованным с префектом ТиНАО города Москвы и утвержденным военным комиссаром НиТАО города Москвы.
Качество осуществления организациями воинского учета призывников и граждан, пребывающих в запасе, оценивается по следующим показателям:
а) организация осуществления воинского учета в организациях, в том числе документы по ведению воинского учета в организации:
1) Карточка учета организации (форма № 18);
2) Приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе (согласованный с военным комиссаром НиТАО города Москвы);
3) План работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, на текущий календарный год (год проверки), согласованный с военным комиссаром НиТАО города Москвы;
4) Картотека личных карточек № Т-2 на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
5) Журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
6) Журнал учета листков сообщений и корешков к ним;
7) Журнал № Т-2 ВУР (ведется учет № Т-2 ВУР по дате приема на работу);
8) Список граждан, пребывающих в запасе, работающих в организации, для сверки с ВК НиТАО города Москвы на текущий календарный год;
9) Копии военных билетов на граждан, пребывающих в запасе;
10) Сведения о гражданине, подлежащем воинскому учету, и принятии (поступлении) его на работу или увольнении (отчислении) сего с работы;
11) Руководящие документы по спец/учету (по форме № 4), если организация ведет бронирование;
12) Руководящие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.;
б) полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках работников (форма N Т-2) и личных карточках государственных (муниципальных) служащих (форма N Т-2ГС(МС) (далее - личные карточки) из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе.
Перечень основных вопросов, по которым проверяется работа ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организациях, указан в Методических рекомендациях Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях.